"Вечерний Мурманск” продолжает рассказ о кинофильмах, съемки которых проходили в наших краях. В этой публикации речь пойдет о новом, уже российском кино. Постсоветская жизнь подарила новые приметы. На смену гениальным народным фильмам, которые смотрели все без исключения советские граждане и гражданки, пришло кино авторское. Во главу угла поставлен автор. Он же режиссер, который видит мир в особых красках. И темы соответственно поднимает те, которые близки именно ему.
Я Пастернака не читал, но осуждаю
Без сомнений, самый знаменитый авторский фильм, снятый в Мурманской области - “Левиафан” Андрея Звягинцева. Фильм противоречивый, вызвавший в свое время бурю эмоциональных обсуждений как среди профессиональных кинокритиков, так и в социальных сетях. Одни называли его чернухой, другие утверждали, что это и есть настоящая жизнь. Однако реальная зрительская аудитория “Левиафана”, то есть количество людей, которые целенаправленно посмотрели фильм, ничтожна. В прокате фильм с грохотом и треском провалился. Не потому, что его запрещали. Фильм в интересах определенной политики даже чрезмерно рекламировали. Но зритель проголосовал ногами. И что мы имеем в сухом остатке? О фильме все кто ни попадя везде рассуждают, а сам фильм никто не видел! Зачастую, особенно в соцсетях, эти обсуждения приобретают характер откровенного бреда. Одни, фильма не посмотревшие, с пеной у рта его защищают. Другие, тоже не посмотрев, ругают. Словом, я Пастернака не читал, но осуждаю. Без политического подтекста (“Это - гнусное очернительство!” или “Это - правда жизни!”) фильм сам по себе даром никому не нужен и неинтересен. Но из соображений политического подтекста ему надавали кучу фестивальных медалей.
Природа - мать наша
Сам Звягинцев в одном из своих интервью сказал, что ехал в наши края, а именно в поселок Териберка, целенаправленно - за натурой. И вот как Звягинцев вспоминает свои первые впечатления: “Териберка - это в 120 километрах от Мурманска, на самом берегу Баренцева моря. Там нет ни гостиниц, ни общепита - умирающий поселок. Зимой оттуда не выехать, так заваливает снегом. А это поселок древний, рыбацкий и еще сравнительно недавно жил он хорошо. Фотография, которую герой показывает в фильме, - реальная Териберка 1929 года. Это был цветущий край. А последние двадцать лет там все вымирает. И остовы мертвых кораблей, которые вы видели в фильме, - возможно, те самые корабли, которые еще живые на том фото из 29-го года. Была жизнь - и она ушла”.
Ушла жизнь из Териберки или нет - вопрос спорный. Однако во многом благодаря “Левиафану” многие москвичи да и иностранные граждане, теперь едут в нашу Мурманскую область за той самой натурой, которую увидели в кино. Природные красоты фильма отметили все. А местные жители уже обсуждают идею установки памятника левиафану.
В этот же ряд авторского кино стоит отнести снятый под Кандалакшей фильм Николая Досталя “Петя по дороге в царствие небесное”.
Пожалуй, более-менее массовым охватом зрительской аудитории могут похвастать лишь “Кукушка” Александра Рогожкина и “72 метра” Владимира Хотиненко. И то во многом благодаря телевидению. Будем надеяться, что народным фильмом станет “Ледокол” Николая Хомерики. И мурманчанин, выгуливая гостей по городу или области, с гордостью будет тыкать пальцем - а вот наш ледокол “Ленин”, здесь снимали тот самый фильм!
Секретный центр в районе Южной ТЭЦ
Новые времена подарили нам новый вид киноискусства - короткий российский сериал. Это не классическая американская или латиноамериканская мыльная опера, состоящая из сотен серий и снятая для людей умственно отсталых. Многие российские короткие сериалы (8-16 серий) снимаются по всем законам настоящего полнометражного кино. Получается полноценный фильм, только очень длинный. Итак, “мурманские сериалы”.
Пожалуй, начался процесс фильма с “Конвой PQ-17” Александра Котта по произведению Валентина Пикуля. Валентин Пикуль для мурманчан - свой, и памятник ему (кстати, единственный в мире!) стоит на улице Буркова в начале Рябиновой аллеи, и бюст - на Аллее писателей.
А вот по количеству ляпов и несуразностей, бесспорно, лидируют два сериала - “Робинзон” Сергея Боброва 2010 года и “Горюнов”, продюссером которого был Сергей Жигунов, 2013 года.
И там и там - блестящие актерские ансамбли. В “Горюнове” - Максим Аверин, Екатерина Климова, Дмитрий Ульянов, Сергей Мигицко (это я перечислил только самых узнаваемых). В “Робинзоне” - Алексей Петренко, Денис Никифоров, Игорь Лифанов, Мария Миронова, Жанна Эппле, Сергей Перегудов, Агния Дитковските, Светлана Ходченкова и другие.
Но это как раз те случаи, когда для создания шедевра было все, кроме денег и времени.
“Горюнов” снимался по флотским рассказам Александра Покровского. У Александра Покровского действие происходит с середины 80-х примерно до конца 90-х годов прошлого века.
И Сергей Жигунов стоял перед выбором. Либо тратить много денег и воссоздавать быт и атмосферу 30-летней давности, либо взять и “нахлобучить” рассказы Покровского на сегодняшний день. Сергей Жигунов сэкономил и “нахлобучил”.
В результате многие хохмы из 90-х просто нелепо смотрятся в наши дни.
Этих ляпов такое неимоверное количество, что временами сериал смотреть невыносимо.
По идее, и “Робинзон”, и “Горюнов” должны были бы сниматься в Полярном, Видяево, Гаджиево, Североморске и так далее.
Но то ли продюсеры с флотским начальством не договорились, то ли не было времени в закрытых городах торчать, но большинство уличных сцен снималось прямо в Мурманске или вообще в Кронштадте.
Поэтому бесконечны и там и там сцены вроде такой: новейшая секретнейшая подлодка готовится уйти в поход, а за спиной у строя моряков - то Абрам-Мыс, то Южная ТЭЦ.
Или юная героиня в “Робинзоне” плачется, как тяжко жить молодой в малюсеньком гарнизоне, а за спиной у нее раскинулся Мурманск широкий! Сцену снимали на улице Полухина, вероятно, тамошние пейзажи показались режиссеру похожими на гарнизон.
В “Робинзоне” важное место в сюжете занимают гаражи в неком непоименованном городке подводников. И в эти гаражи постоянно герои шастают, а на заднем плане - старый мост через Тулому в Коле!
В “Горюнове” то Видяево с Полярным, то Североморск снимают в Кронштадте. Что для мурманчанина смотрится дико.
Когда в “Горюнове” атомную субмарину показывают изнутри, настоящие подводники корчатся от хохота.
А уж когда товарищи офицеры и адмиралы на пикник выехали на бережок Кольского залива, то обрыдаться от умиления хотелось - герои-то пировали на берегу Финского залива.
Но конечно же, все эти несоответствия видны только нам, северянам. А всем остальным на них начхать. Лишь бы сериал хорошо смотрелся.
Продюсер фильма “Левиафан” Александр Роднянский о месте съемок: “Когда мы ехали выбирать объекты, я предлагал Питер и Москву. Там вся инфраструктура, профессионалы, машины... Когда для съемок ты выезжаешь в такую даль на два с половиной месяца, нужно везти всех специалистов, включая тех, кто строит, прибивает доски, постановщиков, механиков, водителей. И вот сто человек столько времени там живут. А в Териберке нет ни гостиниц, ни общепита. Мы даже начали строить гостиницу, но подрядчика посадили, и пришлось жить на частных квартирах”.
_____________________________________________________________________________]
Как отличить народное кино от авторского?
В СССР были фильмы, которые смотрели все. Тогда в нашей стране даже шпионов выявляли с помощью любимых фильмов. Например, выкладывали перед подозреваемым картофель на стол и спрашивали строго: “Где должен быть командир?”. И просто не могло быть советского парня или молодого мужика, который сходу бы не ответил: “Впереди, на лихом коне!”, так как фильм “Чапаев” смотрели и наизусть знали все наши люди в отличие от иностранных агентов.
Дмитрий Малышев.