Мурманские автоворы по заказам не работают. Но это не повод автовладельцам терять бдительность
Тревожный рейтинг
Не так давно опубликованная во Всемирной паутине новость лишила сна многих мурманских автовладельцев. По данным крупной российской страховой компании выходило, что Мурманск - в лидерах по количеству угонов автомобилей. Страховщики даже составили своеобразный рейтинг. В своем исследовании аналитики оперировали собственными данными об угонах, произошедших с клиентами по КАСКО с 1 июля 2015 года по 30 июня нынешнего года. Результаты таковы. Чаще всего автомобили угоняют в Санкт-Петербурге, вторую позицию занял Кемерово, тройку лидеров замкнула Москва. Также в пятерке лидеров оказались Мурманск и Новосибирск. Шестым стал Владивосток, седьмым - Оренбург, Новгород встал на восьмое место, Самара - на девятое, а замыкает десятку Белгород.
Поневоле призадумаешься от такой статистики. Тем более что не у каждого автолюбителя есть надежный гараж, куда можно отправить автомобиль на стоянку. К тому же увеличение продолжительности темного времени суток только на руку автоворам и угонщикам. А что же происходит в Заполярье на самом деле?
У вас ВАЗ?
- За 9 месяцев 2016 года в области зарегистрировано 113 преступлений, связанных с угоном автотранспорта. Из них 100 раскрыты, - говорит сотрудник управления уголовного розыска УМВД России по Мурманской области капитан полиции Евгений Соловьев. - Подавляющее большинство из угнанного - изрядно поездившие автомобили российского производства.
Почему именно они? Ответ на поверхности. Такие машины, как правило, не имеют сигнализации или других активных систем защиты против угонов. Открыть раритет не составит особого труда. Этим и пользуются. Многие угоны на совести несовершеннолетних. В чужие авто подростки лезут забавы ради. Они не собираются разбирать и продавать машину на запчасти или катить на ворованном в другой регион. Их цель - просто прокатиться на машине, а потом бросить ее. Другими словами, на какое-то время почувствовать себя взрослыми.
- В Ковдоре, к примеру, два несовершеннолетних местных парня за два дня вскрыли десять автомобилей, - продолжает капитан Соловьев. - Они просто бездумно угоняли машины и тут же бросали буквально на соседних улицах.
Под "статью" по собственной воле
Реже угоняют иномарки. Там все сложнее, и без знаний техники, а порой и специального инструмента, современную машину завести непросто. К счастью, заказной преступности в этом разделе криминала в Заполярье нет, дорогие машины практически все наперечет, область находится вдали от рынков сбыта краденых авто. Поэтому на них спрос невелик. К тому же все угонщики-рецидивисты находятся под присмотром полиции.
- Иномарки чаще угоняют по другому поводу, - говорит наш собеседник.
Недавно в Ленинском округе сотрудники ГИБДД остановили автомобиль, который "выписывал" на дороге опасные пируэты. За рулем авто находилась девушка. Ее попросили показать документы. И тут выяснилось, что северянка не имеет водительских прав, а машина, которой она управляла, принадлежит другому человеку. Стали разбираться в ситуации. Выяснилось, что в гостях у 22-летней мурманчанки находился ее знакомый. После распития спиртного мужчина уснул, а девушка незаметно забрала ключи от принадлежащего ему автомобиля. Северянка решила покататься на машине, несмотря на то, что сама употребляла алкоголь. Автомобиль сотрудниками полиции возвращен законному владельцу. А в отношении нетрезвой автоледи возбуждено уголовное дело за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Автокриминалу в Мурманске не разгуляться. Бороться с ним помогает система "Безопасный город", позволяющая наблюдать за обстановкой на общирной территории областного центра. Кроме того, любой сигнал об угоне включает в действие отлаженный механизм работы полицейских. На поиски угнанной машины ориентируются все дежурные экипажи, подключаются дополнительные силы. В большинстве случаев находятся автомобиль и угонщик.
- Часто вора берем прямо за рулем угнанного им же авто, - говорит Евгений Игоревич.
А сам не плошай
Темнота - лучший друг автоворов. Традиционно к середине осени, когда светлое время суток неумолимо сокращается, в полиции ждут всплеска угонов. Поэтому знатоки не рекомендуют оставлять надолго свои машины в темных дворах и переулках или в безлюдных местах. Даже случайный прохожий может спугнуть воришку. Если нет своего гаража или освещенной стоянки во дворе, лучше не пожалеть денег и арендовать место на платной стоянке. Там будет хоть какой-то присмотр за вашим автомобилем.
Еще одно место риска - стоянки около стадионов, кинотеатров, крупных торговых комплексов. Там свои напасти. Воры понимают, что владелец или сидит в зале и смотрит кино, или бродит, например, между прилавков. И быстро оказаться у своего автомобиля в случае срабатывания автосигнализации ему будет очень проблематично. На этом и строится весь расчет.
Порой сами автовладельцы провоцируют воров на кражу. В промзоне Мурманска как-то был случай, когда в машине разбили стекло только для того, чтобы вытащить из салона пачку… семечек, оставленную на сиденье.
Поэтому еще один совет от профессионалов: убирайте из салона все лишнее.
Про документы, оставленные в бардачке, отдельный разговор. Такая привычка есть у некоторых. Права, документы на машину, свидетельство автострахования иные годами не вынимают оттуда. И напрасно. Если такую машину угонят, то у воров на руках будет все необходимое, чтобы без проблем быстро легализовать краденое или продать транспорт почти что на законных основаниях. А потерпевшим, поверьте, придется долго и муторно ходить кругами по различным инстанциям и восстанавливать документы.
Сейчас на рынке множество самых разных противоугонных систем. Но большинство из них работает на принципах, которые уже давно известны преступникам. Если накопили деньги на машину, то потратьте еще тысяч двадцать. Стоимость более-менее сложной автосигнализации начинается от двенадцати тысяч рублей, но сто процентов гарантии от угона вам никто не даст. Поэтому рекомендуется не отказываться от простых механических устройств - блокиратора руля, педалей или блокировки коробки скоростей. Время - главный враг автовора. Заметив на машине сразу несколько противоугонных систем и приспособлений, он, скорее всего, оставит ваш автомобиль в покое. Так что не экономьте на копейках - рубли будут сохраннее.
ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ
Камеры ГИБДД оказалось легко взломать
"Лаборатория Касперского" выяснила, что злоумышленники могут без проблем подключаться к комплексам и манипулировать собранными данными.
Об этом говорится в исследовании городской инфраструктуры на предмет киберуязвимости, проведенном компанией. Как пояснили представители "Лаборатории Касперского", узнать IP-адреса комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД оказалось нетрудно при помощи соответствующего поискового механизма. Как оказалось, для доступа к камерам не нужен никакой пароль: видеопоток и дополнительную информацию (например, геокоординаты камер) может увидеть любой пользователь Интернета. Кроме того, в открытом доступе в Сети находятся и некоторые инструменты, позволяющие контролировать работу камер.
В некоторых городах камеры регистрации скорости фиксируют нарушения лишь на определенных полосах движения, и эту функцию можно легко отключить. Данные с этих устройств иногда используются правоохранительными органами, и наличие подобных уязвимостей может сыграть на руку преступникам.
Антивирусный эксперт "Лаборатории Касперского" Владимир Дащенко считает, что доступом к камерам могут воспользоваться угонщики. Например, они могут удалять информацию об автомобилях, числящихся в угоне, или следить за правоохранительными органами, которые занимаются преследованием.
В ГИБДД захотели отказаться от части полномочий
В ГИБДД поддерживают идею передачи полномочий по выписыванию штрафов с дорожных камер гражданским структурам. Об этом в интервью изданию "Коммерсантъ" рассказал начальник столичного УГИБДД Виктор Коваленко.
По его мнению, полиция и, в частности ГИБДД, имеет не свойственные им функции. Например, участковый оформляет царапину на машине во дворе, являющуюся страховым случаем, а ГИБДД занимается взвешиванием большегрузного транспорта, в котором должен быть заинтересован собственник дороги. Точно так же фотофиксация, на взгляд собеседника, - не свойственная полиции функция. Субъекты (Федерации) занимаются установкой камер и их обслуживанием, обработкой информации. Они могут совершенно спокойно позволить себе любое увеличение штата, которое необходимо. Системы фотовидеофиксации будут развиваться, а мы, по сути, являемся сдерживающим фактором. Встает выбор: либо увеличиваем штат ЦАФАП, либо часть несвойственных функций передаем?
Одновременно Коваленко отметил, что надзорные полномочия и контроль за правоприменительной практикой должны оставаться за Госавтоинспекцией. В частности, в ГИБДД должны определять необходимое количество камер и места их установки. "Это нужно, чтобы комплексы не превратились в способ зарабатывания денег, пополнения бюджета, а были только в очагах аварийности", - добавил он.
Куда смотрел прибор
Генпрокуратура сообщила об очередной курьезной квитанции, оформленной при помощи комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Как рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности Генпрокуратуры Александр Канунцев, в Орле дорожная камера зафиксировала скорость движения автомобиля "Ford Focus"… 1418 километров в час!
Позже в соцсетях появились фотографии курьезного штрафа, подтверждающие данную информацию. Таким образом, если верить квитанции, указанный "Ford" должен был двигаться быстрее скорости звука, которая в воздухе составляет 1191,6 километра в час.
Как отметил Канунцев, случаи ошибок автоматического измерения скорости или их интерпретации программным обеспечением комплексов нередки. В качестве примеров представитель Генпрокуратуры привел также ситуации, когда водителей штрафовали за тень от автомобиля и блики фар, а также фиксацию превышения скорости у машины, стоящей на эвакуаторе.
"Несмотря на положительные в целом результаты использования автоматических средств фотовидеофиксации, проводимые органами прокуратуры Российской Федерации проверки свидетельствуют о наличии существенных недостатков при организации данной работы", - добавили в ведомстве.
Валерий СЕРЕБРЯКОВ.